Министерство культуры/ О министерстве культуры/ Основные направления культурной политики до 2020 года

Основные направления культурной политики до 2020 года

Введение

Настоящая программа реализации Основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы (далее – Программа) является одним из базовых документов для разработки планов, программ и проектов отрасли «культура» Красноярского края на период 2009-2020 годов.

При создании Программы применен программно-целевой метод, направленный на решение первоочередных задач развития отрасли «культура», сформулированных в постановлении Правительства Красноярского края от 20.01.2009 № 24-п «Об утверждении Основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы». В программе выявлены структурообразующие элементы развития культурного пространства Красноярского края в единстве его историко-культурных и социально-экономических особенностей, обозначенных в Основных направлениях культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы.

Программа отражает основной круг вопросов и задач культурного строительства, определенных в Указе Президента России «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, распоряжении Правительства России «О социальных нормах и нормативах», протоколе заседания президиума Губернаторского совета Красноярского края от 03.12.2008 № 14.

Система мер по преодолению проблем, на решение которых направлены программные мероприятия, согласована с главами муниципальных образований Красноярского края и потребует для реализации дополнительно в среднем 6,4% от консолидированного бюджета Красноярского края ежегодно.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Проблема создания инфраструктуры культуры, соответствующей задачам долгосрочного социально-экономического развития Красноярского края, носит системный характер и требует координации целенаправленных действий органов государственной власти края и органов местного самоуправления. Для этого представляется необходимой консолидация организационных, кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов на федеральном, краевом и муниципальном уровнях власти, а также требуется активное привлечение частных инвестиций. Масштабность цели предполагает выстраивание эффективной модели культурных практик, совершенствующих инфраструктуру культурного развития края. Конструирование данной модели через целостную систему мероприятий является основным лейтмотивом Программы.

В настоящее время перед Красноярским краем стоит задача перехода от экспортно-ориентированного сырьевого типа экономики к инновационному социально-ориентированному типу к «экономике знаний». Основным препятствием в этом объективном процессе является недостаточное развитие человеческого капитала края, то есть совокупности знаний, умений и навыков его жителей. Неотъемлемой характеристикой понятия «человеческий капитал» является уровень культурного развития людей, позволяющий осознать цели и нравственные ориентиры общественного развития, соотнесенные с личностным самосовершенствованием в творческом, интеллектуальном, физическом, материальном, карьерном аспектах, что в результате предопределяет формирование инновационного типа мышления человека.

Ведущая роль в становлении человеческого капитала, создающего экономику знаний, принадлежит сфере культуры, что объясняется ростом культурных потребностей общества и беспрерывным поиском эффективных форм их реализации. Результативность данных процессов демонстрирует развитость инфраструктуры культуры территории.

Вместе с тем, современное состояние культуры Красноярского края, имеющей яркую историю и богатые традиции, характеризуется недостаточной ориентированностью на инновационность. Являясь частью социальной системы страны, культура острее остальных ее субъектов переживает постперестроечный период трансформации привычных устоев и процессы мирового экономического кризиса XXI века.

Переход России к рыночным отношениям в 90-е годы ХХ столетия характеризовался как период отсутствия продуманной и обоснованной политики государства в отношении сохранения и развития сферы культуры. Это привело к разрушению и истощению значительного интеллектуального и профессионального ресурса отрасли «культура», качественному и количественному уменьшению сети учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, смене содержательных ориентиров субъектов культурной деятельности: от интеллектуально-просветительской деятельности в сторону массовости и зрелищности. С 2006 года процессы децентрализации управления отраслью затронули внутримуниципальную систему организации институтов культурного обслуживания населения. В связи с этим возникли вопросы содержательного, материального, технического, информационного, методического характера в работе учреждений культуры муниципальных образований, нарушилась целостность культурного пространства края, возникли противоречия между требованиями времени к развитию отрасли и проблемами, отягощающими данный процесс.

Проблема ветхости материально-технического оснащения учреждений культуры края. В настоящее время темпы износа зданий учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры края продолжают отставать от темпов проведения реконструкций и капитальных ремонтов. Особенно это характерно для учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры муниципальных образований края. Частично данный вопрос решается за счет средств долгосрочной целевой программы «Культура Красноярья» на 2010-2012 годы, где капитальные ремонты и реконструкции будут проведены в 42 (2,7% от общей потребности) муниципальных учреждениях культуры и образовательных учреждениях в области культуры края в объеме 87820,7 тыс. рублей за три года.
Тем не менее, согласно мониторингу материально-технических потребностей учреждений культуры края, потребность в проведении ремонтных работ и реконструкции остается актуальной для 1482 (97,2%) учреждений культуры края, из них: 615 библиотек края (51,9% от общего количества библиотек), 726 культурно-досуговых учреждений (56,6% от общего количества культурно-досуговых учреждений); 89 детских школ искусств (72,3%); 42 учреждения музейного типа (89,3%); 4 театра (80%); 2 парка культуры и отдыха (66,7%). 4 кинотеатра (28,6%). Наиболее остро данная проблема стоит для 24,3% учреждений культуры Восточного территориального округа, Центрального – 24,2%; Западного – 21,2% по отношению ко всем учреждениям культуры, требующих ремонта и реконструкций зданий.

Проблемы материально-технического характера сопровождаются отсталостью технического и технологического оснащения зданий, а также необходимостью обеспечения комплексными системами безопасности сети учреждений культуры края. Согласно проведенному мониторингу все учреждения культуры и образовательные учреждения в области культуры в той или иной степени нуждаются в техническом и технологическом оснащении, а также в установке комплексной системы безопасности.

Проблема кадрового обеспечения культурным процессом. В процессе освоения населением культурных ценностей роль творческих работников, создающих и организующих различные виды культурной деятельности, чрезвычайно велика. При этом в настоящее время в Красноярском крае наблюдается очевидное снижение кадрового потенциала сферы культуры. Ежегодно из отрасли в другие сферы уходят от 10 до 13% специалистов. Вместе с тем, статистика фиксирует, что профильное образование имеют 64% специалистов, из них 29% – высшее; 35% – среднее профессиональное образование.

Обозначенная проблема в некоторой степени преодолевается через систему мероприятий по работе с одаренными детьми, через организацию выездных обучающих семинаров по различным тематикам, актуальных для формирования целостного культурного пространства края. Важную роль в данном вопросе играет внедрение в практику программ курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, аккумулирующих современные инновационные технологии и лучший отечественный педагогический опыт. Тем не менее, вопрос о качественных и количественных характеристиках кадрового потенциала отрасли остается открытым.

Картографический подход, применяемый в Программе по сохранению, развитию и повышению профессиональной компетенции кадрового потенциала сферы культуры края, позволяет целостно и в едином содержательном контексте обучить 2578 специалистов отрасли 61 муниципального образования края в формате стажировок, курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки по следующим направлениям: библиотековедение – 32,7% от общей потребности в обучении; социально-культурная деятельность и народное художественное творчество – 42,4%; менеджмент социально-культурной деятельности – 4%; инструментальное исполнительство, хоровое дирижирование, теория музыки, изобразительное искусство – 20,5%; музейное дело и охрана памятников – 0,2%. Более всего решение данной задачи актуально для кадров культуры Центрального территориального округа – 22,4% (от общей потребности). Второе место по данному параметру занимает Западный территориальный округ – 19,6%; затем Южный – 14,3%; Северный – 9,6%; Приенисейский – 8,5%; Северо-Восточный – 5,9%.

Решение отраслевых проблем посредством совершенствования образовательной и профессиональной среды края позволит создать условия для формирования и развития творческого потенциала территорий, сместить основные акценты с усвоения значительных объемов информации, накопленных впрок на овладение способами непрерывного самостоятельного приобретения современных компетенций, востребованных временем.

Проблема несоответствия существующих технологий стимулирования культурного процесса. Отсутствие комплекса мер по стимулированию развития культурного процесса в крае является одним из самых проблематичных вопросов культурной архитектоники края. Ее целостность востребует системности в работе по сохранению объектов культурного наследия.

В настоящее время на территории Красноярского края насчитывается 4588 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного наследия и объектов, представляющих собой историко-культурную ценность. Из них 1853 приняты на государственную охрану (памятники истории и культуры), 2735 являются выявленными объектами культурного наследия, подлежащими государственной охране, и объектами, представляющими собой историко-культурную ценность. В соответствии с категориями историко-культурного значения в крае находится 90 объектов культурного наследия федерального значения и 1763 памятника истории и культуры регионального значения.

Среди памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану, представляют ценность с точки зрения архитектуры и градостроительства 345, с точки зрения истории – 421, с точки зрения археологии – 1067, с точки зрения искусства – 20. Наибольшее количество объектов, представляющих ценность с точки зрения архитектуры и градостроительства, истории, сосредоточены в городах края: Ачинске, Красноярске, Канске, Минусинке и Енисейске (424 объекта, или 55,3% от общего количества памятников архитектуры и истории). В Красноярском крае в «Список исторических поселений» включены города Ачинск, Красноярск, Канск, Минусинк, Енисейск, села Ермаковское, Тассево, поселок Шушенское.

В 2001 году город Енисейск был включен в Предварительный Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Для того чтобы город Енисейск вошел в основной список ЮНЕСКО, необходимо выполнить в полном объеме реставрационные работы на всех объектах культурного наследия города и убрать из исторического центра всю дисгармонирующую с исторической средой застройку. Особенно значимой эта задача становится в преддверии 400-летия города Енисейска в 2019 году.

Вместе с тем процесс сохранения материального и нематериального культурного наследия требует включения всех его форм и смыслов в процесс социально-экономического развития края. Для реализации данной цели необходим инструментарий креативной экономики, востребующей внедрения механизмов стимулирования деятельности органов местного самоуправления и некоммерческих организаций по реализации проектов в различных видах культурной деятельности, а также инновационных творческих идей, обладающих значимостью в выстраивании эффективных социально-экономических стратегий территорий.

Необходимо разработать целостную систему выявления и поддержки лидеров культурного процесса в Красноярском крае как структурообразующего компонента в многовекторном процессе формирования культурного пространства края.

Благодаря творческой инициативе работников отрасли «культура» и населения в крае проходят различные фестивали, конкурсы, творческие встречи, конференции, формирующие уникальный образ культуры края. В свою очередь, в муниципальных районах края ежегодно проходят мероприятия, направленные на поощрение лучших работников и учреждений сферы культуры. Например, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети» на 2007-2009 годы по итогам конкурсного отбора на модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений победителями признаны 20 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры. В рамках конкурсного отбора лучших педагогических работников учреждений дополнительного образования детей победителями признаны 12 преподавателей детских школ искусств края. Также в целях стимулирования культурной деятельности в крае ежегодно бюджетам муниципальных образований предоставляются субсидии из краевого бюджета на реализацию проектов в области культуры на общую сумму 45 млн. рублей, а творческим работникам и талантливой молодёжи – денежные поощрения на общую сумму 10,0 млн рублей. Особое значение в культуре края имеет конкурс «Вдохновение», отмечающий достижения лучших учреждений культуры края по 11 номинациям.

В настоящее время задача по выявлению и всесторонней поддержки лидеров культурного процесса становится еще более актуальной и может эффективно решаться в двух направлениях: при работе с работниками отрасли, добившимися профессионального признания культурного сообщества и с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Формирование творческого потенциала и его развитие – длительный процесс, фундамент которого закладывается в раннем возрасте. Образовательные учреждения дополнительного образования детей целенаправленно решают задачи по становлению эстетически развитой личности и выявлению художественно одаренных детей, подготовки их к профессиональной деятельности в области культуры и искусства. С этой целью в 2009 году в крае было проведено 20 мероприятий на краевом и муниципальном уровнях. Между тем необходимо стимулировать творческую мотивацию одаренных детей-победителей краевых детских и молодежных творческих конкурсов возможностью участия во всероссийских и международных событиях.

Адресная поддержка одаренных детей и специалистов с высоким уровнем профессиональной компетенции создаст оптимальные условия для увеличения креативной компоненты культурного пространства края. Это будет способствовать формированию творческой элиты, инициации культурных предложений со стороны работников отрасли и населения края. В результате объем усилий по данному направлению станет инвестированием в «человеческий капитал», создающий условия для самовыражения и самореализации жителей края через культурную деятельность, позволит жителям активно включиться в процесс создания культурных маршрутов и участвовать в реализации творческих проектов, направленных на формирование уникального образа края и его интеграцию в мировое культурное пространство.

Проблема несоответствия технологий обеспечения доступности культурных ценностей и культурной деятельности для жителей края современным требованиям культуротворческого процесса. В Красноярском крае проживает 2942,0 тыс. человек (на 01.01.2004) в т.ч. городского населения – 2233,8 тыс. человек., сельского – 708 тыс. человек Территориальная карта края включает в себя 17 городских округов,44 муниципальных района. При этом, в 427 населенных пунктах края, где проживает более 24 тыс. человек (3,3% сельского населения), в соответствии с данными на 01.01.2010, отсутствуют учреждения культуры. Из них в 278 населенных пунктах число жителей не превышает 50 человек, в 82 проживает от 50 до 100 человек, в 67 фиксируется свыше 100 жителей. Наиболее неблагоприятная картина по данному показателю сложилась в Восточном территориальном округе, где в 112 населенных пунктах 6,4 тыс. человек не охвачены стационарными формами культурной деятельности, а также в Западном территориальном округе – 108 населенных пунктов и 6,1 тыс. жителей соответственно. В Енисейском районе учреждения культуры отсутствуют в 26 населенных пунктах; в Ачинском и Курагинском районах – в 25 и 24 соответственно. Наибольшее число жителей, не имеющих постоянного доступа к культурным услугам и продуктам, проживают в Емельяновском (2,3 тыс. человек), Нижнеингашском (2,2 тыс. человек) и Енисейском (1,8 тыс. человек) муниципальных районах края.

Согласно изменениям, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 1767-р в Методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства, средний показатель обеспеченности муниципальных образований Красноярского края библиотеками составляет 79,5%, детскими школами искусств – 60,9%, музеями – 49,6%, кинотеатрами – 30,9%, парками культуры и отдыха – 8,6%, выставочными залами и галереями – 6,1%, учреждениями культурно-досугового типа муниципальных районов – 106,1% (за счёт наличия таких учреждений в отдалённых населённых пунктах с численность жителей менее 100 человек), городских округов – 30,1%.

В 427 населенных пунктах края отсутствуют учреждения культуры и образования в области культуры и искусства. В соответствии с данной Методикой и по согласованию с главами муниципальных образований края в Красноярском крае необходимо построить: 81 библиотеку, 29 детских школ искусств, 23 учреждения музейного типа, 1 кинотеатр, 149 учреждений культурно-досугового типа, 3 театрально-зрелищных учреждения. Согласно нормативам и для улучшения качества жизни людей края необходимо построить: в Западном территориальном округе 65 учреждений культуры; в Центральном – 91; Приенисейском – 19; Южном – 44; Северо-Восточном – 16; Северном – 15; Восточном – 37.

Восполнение недостающих инфраструктурных элементов целостной системы культурного пространства края позволит частично решить проблему обеспечения доступности культурных ценностей и культурных услуг для жителей края.

В постперестроечном пространстве Красноярского края сформированная ранее система обеспечения доступности театрального искусства для населения, включавшая в себя регулярную гастрольную деятельность 9 государственных театров края, была разрушена. Резко сократилось финансирование гастрольной деятельности в крае. В настоящее время гастрольная программа краевых театров активно расширяется, в 2009 году 47,4 тыс. зрителей посетили 250 спектаклей и концертных программ в городах и районах края. Однако вопрос о необходимости разработки централизованной системы гастрольных маршрутов театрально-зрелищных учреждений и других выездных мероприятий (концертов, художественных выставок, творческих встреч и т.д.) становится все более актуальным.

Решение данной задачи позволит обеспечить доступность жителей Красноярского края к культурным ценностям, повлиять на формирование единого культурного пространства, содействовать творческой активности населения, открыть новые перспективы для взаимодействия между учреждениями культуры территорий.
Разработка централизованной системы гастрольных маршрутов театрально-зрелищных учреждений и других выездных мероприятий станет одной из необходимых компонентов процесса позиционирования края в России и за рубежом как региона с высоким культурным потенциалом.

В этой же связи требуется усилить позиции культуры края в мировом виртуальном пространстве, что позволит привлечь интерес российского и зарубежного творческого сообщества к самобытной культуре Красноярья, а также обеспечить доступность лучших образцов мировой культуры жителям края.

В плоскости решения поставленной проблемы требуется создать информационную систему «Культура Красноярья», что позволит сформировать единую социально-культурную сеть, объединенную работой так называемых «медиакорпораций». Внедрение виртуальных культурных продуктов в творческое пространство края определит формирование новых «культурных образов» территорий, позволит использовать инновационные системы коммуникаций между ними, а также кардинально решить вопрос о доступности культурных услуг и творческих продуктов для жителей 427 населенных пунктов края, где в настоящее время отсутствуют учреждения культуры.

Цель и задачи Программы

Разработка программных мероприятий обусловлена необходимостью решения существующих проблем отрасли «культура» и достижения цели и задач Программы.
Целью Программы является создание инфраструктуры культуры, соответствующей задачам долгосрочного социально-экономического развития края.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • разработка и внедрение системы позиционирования края в России и за рубежом как региона с высоким культурным потенциалом;
  • модернизация материально-технической базы краевых государственных и муниципальных учреждений культуры;
  • создание новых объектов инфраструктуры культуры;
  • обеспечение сохранности материального и нематериального культурного наследия и его включение в процесс социально-экономического развития края;
  • развитие кадрового потенциала отрасли;
  • увеличение доступности для жителей края культурной деятельности и культурных ценностей;
  • модернизация процесса оказания услуг в области культуры, внедрение в этот процесс информационных технологий;
  • внедрение механизмов стимулирования деятельности органов местного самоуправления и некоммерческих организаций по реализации проектов в различных видах культурной деятельности;
  • разработка и внедрение системы выявления и поддержки лидеров культурного процесса в крае;
  • формирование системы уникальных брендовых мероприятий на территории края.

 

Программа как модель развития инфраструктуры культурного пространства края


Сегодня общество начинает осознавать роль культуры в эффективном осуществлении экономических реформ, демократических преобразований, в сохранении стабильности, поиске инновационных сценариев культурного проектирования и в развитии человеческого капитала. Достижение этих приоритетных задач общественной жизни возможно посредством формирования единого социально-культурного пространства, обеспечивающего продвижения творческого потенциала края, что в свою очередь востребует моделирования развитой инфраструктуры отрасли «культура». Создание данной модели является генеральной идеей Программы и ее практическим результатом. Моделирование инфраструктурной среды предполагает сохранение традиционной сети учреждений культуры края с привнесением новых возможностей для эффективного использования существующих и внедрения передовых технологий в деятельность субъектов культурного обслуживания населения в каждом территориальном округе края.

Реализация программных мероприятий позволит в Западном, Центральном, Приенисейском, Южном, Северо-Восточном, Северном, Восточном территориальных округах края:

  • количественно расширить круг участников культурного процесса посредством строительства учреждений культуры, увеличения кадрового ресурса отрасли, привлечения негосударственного сектора к реализации творческих идей и т. д.;
  • качественно совершенствовать потенциал отрасли через проведение капитальных ремонтов и реконструкций зданий, техническое и технологическое оснащение учреждений культуры края, внедрение информационных технологий, в том числе создания информационной системы «Культура Красноярья», системную профориентационную и просветительскую работу с одаренными детьми и молодежью, повышение профессиональной компетенции кадрового состава отрасли и т. д.
  • выстроить систему творческих взаимодействий учреждений культуры края с населением, а также друг с другом за счет реализации культурных маршрутов, строительства центра современного искусства с медиакорпорацией и инкубатором креативных индустрий, развития системы гастрольной деятельности по краю, в России и за рубежом, создания виртуальных культурных продуктов, реализации проектов в области креативных индустрий, развития внестационарных (передвижных) форм культурного обслуживания и других современных технологий, направленных на сохранение и развитие культуры Красноярского края.


Механизм реализации программ

Источником финансирования Программы является краевой бюджет, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные источники.

Мероприятия Программы могут быть реализованы в рамках соответствующих федеральных целевых программ, долгосрочных целевых программ министерства культуры края, муниципальных целевых программ, комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований, социокультурных проектов. Вместе с тем для реализации Программы должны быть привлечены частные инвестиции, а также широко внедряться механизм конкурсного предоставления субсидий на реализацию проектов, направленных на патриотическое воспитание населения, развитие толерантности в обществе, на формирование «культурных маршрутов», сохранение и развитие национальных культур, на адресную поддержку аутентичных фольклорных коллективов, на реализацию проектов в области современного актуального искусства и т.д.

Заключение

Выполнение призвано обеспечить всестороннее, планомерное и полноценное развитие отрасли «культура», развить и закрепить позитивные сдвиги в сфере культуры материально-технической, технологической, кадровой, творческой модернизацией.

В ходе реализации программы будут освоены инновационные пути развития учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, направленные на продвижение творческих инициатив населения, на развитие государственно-частного партнерства за счет креативной привлекательности и экономической конкурентноспособности отрасли, а также на выравнивание доступа всех жителей края к культурным ценностям и услугам.

Учитывая значимость Красноярского края как региона-лидера социально-экономических преобразований Российской Федерации, реализация программных мероприятий в итоге окажет позитивное влияние на включение культуры края в отечественный творческий контекст, будет содействовать приобщению подрастающего поколения к духовным и нравственным корням региональной культуры, к здоровому образу жизни, повышению качества жизни населения, что в результате будет способствовать формированию позитивного образа Красноярского края.

В целом же будет создана эффективно действующая инфраструктура отрасли «культура» края, соответствующая задачам социально-экономического развития региона.