Министерство культуры/ «Горячие линии»/ Типовые вопросы-ответы по оплате труда в сфере культуры

Типовые вопросы-ответы по оплате труда в сфере культуры

Средняя заработная плата работника учреждения культуры может быть ниже среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации?

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ № 597) средняя заработная плата работников учреждений культуры в целом по региону не должна быть ниже среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Средняя заработная плата работников учреждений культуры в целом по региону определяется по всем работникам, состоящим в штате федеральных, региональных и муниципальных учреждений культуры, осуществляющим свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.   

Таким образом, средняя заработная плата конкретного работника отдельно взятого учреждения культуры в регионе может быть как выше, так и ниже установленного Указом № 597 показателя оплаты труда работников учреждений культуры.

В учреждениях Красноярского края созданы комиссии по распределению стимулирующих выплат. Должен ли в состав комиссии входить руководитель учреждения? Может ли он возглавлять эту комиссию? Если комиссия распределила баллы, может ли руководитель единолично снизить или повысить их?  

Согласно приказу министерства культуры края от 08.12.2009 N 136 «Об утверждении видов, условий, размера и порядка выплат стимулирующего характера, в том числе критериев оценки результативности и качества труда работников краевых государственных бюджетных и казённых учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края» выплаты стимулирующего характера (за исключением персональных выплат) устанавливаются руководителем учреждения с учётом мнения комиссии по распределению стимулирующих выплат, действующей в соответствии с положением о комиссии по распределению стимулирующих выплат.

Положение о комиссии, а также её состав утверждаются приказом руководителя учреждения. В состав комиссии обязательно должны входить представители профсоюзного органа (при его наличии) и трудового коллектива учреждения.

Таким образом, руководитель учреждения не входит в состав комиссии, но вправе принять решение об увеличении или снижении определённых комиссией размерах стимулирующих выплат.

Какой минимальный размер оплаты труда установлен в учреждениях культуры Красноярского края?

Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. Согласно статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ с 1 января 2019 года установлен в сумме
11 280 рублей в месяц.

Вместе с тем 07.12.2017 принято постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 38-П, в соответствии с которым в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Таким образом, для урегулирования вопроса определения минимального уровня заработной платы работников краевых государственных учреждений с учётом требований вышеназванного постановления Конституционного Суда Российской Федерации были внесены изменения в статью 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», и установлены размеры заработной платы, применяемые в целях расчёта региональной выплаты (с учётом дифференциации по территориям края).

Таким образом, на территории Красноярского края размер заработной платы, применяемый для целей расчёта региональной выплаты (МРОТ с учётом районного коэффициента и процентной надбавки), составляет 18 048 рублей по центральным и южным территориям края с дифференциацией по городам и районам, а именно:

29328 рублей - в городе Норильске, в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе;

27072 рубля - в Туруханском районе севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан, в Эвенкийском муниципальном районе севернее параллели 630 северной широты;

25944 рубля - в Северо-Енисейском районе, в Эвенкийском муниципальном районе южнее параллели 630 северной широты;

23688 рублей - в Туруханском районе южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан, в Кежемском районе;

20304 рубля - в городах Енисейске, Лесосибирске, в Богучанском, Енисейском и Мотыгинском районах;

18048 рублей - в остальных территориях края.